Startseite :
Kategorien : теория архитектуры
МАТЕРИАЛЫ, DAS MATERIAL
Самое важное для нас качество материала – это его естественное состояние. Не важно, старый это материал или новый.
Die wichtigste Eigenschaft eines Materials ist für uns sein natürlicher Zustand. Es ist nicht wichtig ob dieses Material neu oder alt ist.
2. Mai 2012, 00:45
... link
(0 Kommentare)
... comment
JOSEF FRANK (ЙОЗЕФ ФРАНК)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BA,_%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84_%28%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%29
Vom neuen Stil (О новом стиле)1927
Ф: Мы владеем таким большим количеством стилей, которые можем применять, зачем нужен нам еще один, новый стиль?
А: Язык старого стиля более не в состоянии выразить понятия нашего времени.
Ф: Вы говорите о старом стиле, но ведь он не один, у нас есть возможность применять стили всех времен и народов.
А: И все же, это только один старый стиль, так как по облику каждого здания можно определить в какое время оно было построено.
Ф: Но ведь стиль нельзя придумать, стиль возникает сам по себе. Желание изобрести стиль - это бесплодное начинание.
А: Стили изобретают. Современный стиль (die Moderne) был изобретен в 1420 году. На сколько я знаю, это был первый раз, когда архитектор сказал: «С сегодняшнего дня я буду строить в современном стиле.»
Ф: Но ведь за ним стояла целая традиция, он мог спокойно продолжить путь.
А: У него было не больше традиции, чем у нас. Он писал: «Нашим предшественникам было проще стать великими, потому что у них были традиция и школа. На сколько выше должны стать наши имена, ведь перед нами искусства без традиции, искусства, о которых ранее никто ничего не видел и не слышал.»
Ф: Что такое традиция?
А: Неосознанная необходимость признать унаследованное.
Ф: Что такое стиль?
А: Символ определенного представления о жизни.
11. September 2011, 23:36
... link
(0 Kommentare)
... comment
LUDWIG HILBERSEIMER (ЛЮДВИГ ХИЛЬБЕРСАЙМЕР)
http://en.wikipedia.org/wiki/Ludwig_Hilberseimer
Großstadtarchitektur (Архитектура большого города) 1927
Необходимость формировать иногда чудовищного размера однородную массу материала в соответствии с законом, который одинаково применим к каждому ее элементу, требует сокращения архитектурных форм до минимума. Эта необходимость требует ограничиться кубическими геометрическими формами : основными формами архитектуры.
Поэтому основным качеством архитектора является: умение формировать массу на основании фундаментального закона, очистив ее от разнообразия. Это и есть то, что вкладывает Ницше в понятие стиля: отсортировать все исключения, убрать все нюансы, найти самый общий случай, выявить и соблюдать общий закон. Мера (das Maß) становится главным инструментом принуждающим хаос обрести логичную, однозначную, математическую, закономерную форму.
4. September 2011, 19:29
... link
(0 Kommentare)
... comment
LEO ADLER (ЛЕО АДЛЕР)
Baukunst als Ereignis (Искусство строительства как событие) 1926
Как минимум во второй своей половине девятнадцатый век получил свое определение в европейской культуре не от религии и искусства, а от техники и транспорта, торговли и перемен. Ни клерикализм, как во времена средневековой теократии, ни студент или художник, странствующий из страны в страну, являются объединяющим элементом европейских наций. Им являются торговец и инженер, исследователь и техник. Они определяют лицо нового времени. Поэтому в сознании времени умирает «красивое» зодчество. Поэтому монументальная архитектура, в общепринятом понимании, становится своего рода «тайным искусством», о котором в обществе мало кто заботится. Несмотря на все противоположные взгляды: Кленце и Ханзен, Ферстель и Шефер являются лишь эпигонами, не имея значения для развития архитектуры, не более чем частный жилой дом древней Греции или замковая архитектура эпохи средневековья. Постройкам транспорта и индустрии на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков принадлежит не только место в качестве носителей скромно зарождающегося чувства пространства, они являются единственными носителями живого развития архитектуры, с тех пор как третье сословие, после великих революций, завоевало свое место под солнцем, капитализм формирует центральное содержание эпохи.
4. September 2011, 19:27
... link
(0 Kommentare)
... comment
THEO VAN DOESBURG (ТЕО ВАН ДУСБУРГ)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%BE_%D0%B2%D0%B0%D0%BD_%D0%94%D1%83%D1%81%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3
“Der Wille zum Stil” (Стремление к стилю) 1922
Признаки нового стремления к стилю (Stilwollen) в сравнении со старым:
- Определенность вместо неопределенности
- Открытость вместо закрытости
- Ясность вместо размытости
- Религиозная энергия вместо веры и религиозного авторитета
- Правда вместо красоты
- Простота вместо сложности
- Пропорция вместо формы
- Синтез вместо анализа
- Логическая конструкция вместо лирической конъюнктуры
- Механизация вместо ремесла
- Организация (Gestaltung) вместо имитации и декоративной орнаментики
- Коллективизм вместо индивидуализма
12. August 2011, 19:02
... link
(0 Kommentare)
... comment
ADOLF LOOS (АДОЛЬФ ЛООС)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%84_%D0%9B%D0%BE%D0%BE%D1%81
“Ornament und Verbrechen” (Орнамент и преступление) 1908
Я открыл и подарил миру следующий закон: эволюция культуры означает удаление орнамента из предмета обихода. Я думал этим принести миру новую радость. Мир, однако, не ответил мне благодарностью. Люди стали грустны, головы поникли. То, что их удручало, было осознание того, что уже более нет возможности родить новый орнамент.
[…] Все времена имели свой стиль и только нашему этого не суждено? Под стилем подразумевался орнамент. Тогда я сказал: Не плачьте! Смотрите, то, что наше время не в состоянии родить новый орнамент и является его величием. Мы преодолели орнамент, мы доросли и пробились до отсутствия орнамента.
[…]
Орнамент — это растраченное рабочее время и тем самым растраченное в пустую здоровье. Так это было всегда. Но сегодня это означает еще и растраченный материал, а все это вместе означает потерю капитала.
Так как орнамент не является органичной частью нашей культуры, он не является более ее выражением. Орнамент, создаваемый сегодня, с нами не связан, не связан вообще ни с чем человеческим, не связан с порядком вещей в нашем мире.
[…]
Я сформулировал закон: форма предмета держится так долго, это значит, ее так долго можно переносить психически, как долго предмет держится физически. Попытаюсь это объяснить: костюм будет чаще менять свою форму, чем дорогая меховая шуба. Вечернее платье дамы, предназначенное лишь для одной ночи, будет чаще менять форму, чем рабочий стол. Беда, если рабочий стол нужно менять также часто, как и вечернее платье, потому, что старая форма стала невыносимой. В таком случае, деньги, потраченные на этот стол, потеряны.
4. August 2011, 00:18
... link
(0 Kommentare)
... comment
GEORG SIMMEL (ГЕОРГ ЗИММЕЛЬ)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3_%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C
“Das problem des Stils” (Проблема стиля) 1908
[…]
Что так сильно влечет современного человека к стилю? Это желание облегчить и завуалировать личное. В этом и состоит суть понятия стиль. Субъективность и индивидуальность обострились до срыва и в стилизованном формотворчестве, от правил поведения до декорирования жилой среды, люди находят смягчение и облегчение обострившейся индивидуальности в направлении общего закона. Это как будто бы личность не может самостоятельно вынести саму себя, или, как минимум, не хочет больше себя показывать и в следствие этого одевает на себя одежды общего, типичного, одним словом: стилизованного. В том, что обобщенная форма и закон ставятся между субъективной личностью и ее человеческим и вещественным окружением, чувствуется неуловимый след стыда. Стилизованное высказывание, образ жизни, вкус — все это является барьерами и прокладками, при помощи которых преувеличенная субъективность нашего времени находит себе равновесие и оболочку.
22. Juli 2011, 20:43
... link
(0 Kommentare)
... comment
HENDRIK PETRUS BERLAGE (БЕРЛАГЕ, ХЕНДРИК ПЕТРЮС)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%B5
„Gedanken über Stil in der Baukunst“ (Мысли о стиле в архитектуре)1905
[…] Рациональная конструкция мышления может стать основой нового искусства, если этот принцип не только достаточно распространится, но и будет применяться повсеместно. В тот момент, когда утвердится новое представление о жизни – равенство всех людей, только тогда мы окажемся на пороге нового искусства. Не религиозное представление об идеализированной загробной жизни, а, противоположное религиозному представление о земном идеале. Не по этому ли пути приблизимся мы к конечной цели всех религий, в том числе и христианской, или, наоборот, не сводится ли христианская идея к единственной мысли, первому условию на пути к идеалу: равенству всех людей?
Тогда у искусства опять появится духовная основа, в которой оно нуждается, для того, чтобы выразить представление о жизни.
Тогда и архитектурное произведение не будет больше носить специфически индивидуальный характер, а станет результатом работы коллектива, это значит всех. Под руководством мастера каждый рабочий, в том числе и духовно, может участвовать в совместной работе. За исключением средневековья, нет примеров подобной совместной духовной работы. Мы знаем, что в наши дни интерес рабочего к его труду полностью отсутствует. И, тем не менее, такое положение вещей является неприемлемым. Исчезновение этой идеи, этого глубокого чувства восприятия собственной деятельности не как выражения индивидуального творческого пути, а как выражения духа времени, лишь переводчиком языка которого является художник. Я знаком с людьми искусства, которые мечтают об искусстве будущего и рассуждают о совместной работе, но которые ведут себя самым реакционным образом, если речь заходит о конкретной совместной деятельности. И все же, самым естественным образом, так же как это происходило и прежде, личность отойдет на задний план. Отойдет не в пользу общества, а в пользу идеи. Ведь кого интересует сегодня имя первого архитектора средневекового собора, имя какого-нибудь египетского архитектора? Мы помним лишь имена правителей, в период царствования которых возникли эти сооружения.
[…]
Искусство строительства (Baukunst) снова займет первое место среди искусств, потому что оно и есть собственно народное искусство. Не искусство одного человека, а искусство всех, всего общества, искусство в котором выражается дух времени. Ведь для строительства здания нужны искусства всех ремесел, нужны рабочие. Оно требует объединения всех сил, в том числе и духовных, а духовные силы могут быть использованы только при условии экономической независимости каждого. Искусство строительства - это вершина мастерства всего народа. Лишь совокупность усилий каждого ради одной идеи может привести к достижению той степени совершенства, за которой открывается таинство высокого искусства. Такая степень совершенства не может быть достигнута отдельно взятой личностью.
2. Juli 2011, 01:26
... link
(0 Kommentare)
... comment
HERMANN MUTHESIUS (ГЕРМАН МУТЕЗИУС)
http://en.wikipedia.org/wiki/Hermann_Muthesius
«Stilarchitectur und Baukunst. Wandlungen der Architektur im XIX. Jahrhundert und ihr heutiger Standpunkt» («Архитектура, основанная на стиле и искусство строительства (Baukunst). Перемены в архитектуре ХIХ века и ее сегодняшние основы.») 1902.
Среди результатов многочисленных перемен в архитектуре девятнадцатого века, пожалуй, самым важным, является новое отношение к вопросу стиля. Столетие, которое вошло в историю архитектуры как столетие полного хаоса и смешения всех возможных исторических стилей, может, как минимум, считать своим достижением то, что такие стилистические занятия полностью обесценились. Обесценились до такой степени, что сегодня мы пришли к тому, что банальное ученическое применение одного из исторических архитектурных стилей не является более заслугой, более того, не заслуживает внимания.
[…]
Пока заблудившаяся мать архитектура плутала, сбившись с пути, жизнь, никогда не стоящая на месте, действовала и создала сама формы для того, что она в этом новом мире выдвинула на передний план - скромные формы чистой целесообразности. Она создала машины, автомобили, устройства, металлические мосты и конструкции из стекла. При этом она действовала очень трезво, практично, можно сказать научно. Она тем самым не только выразила главенствующий дух нашего времени, она и приспособилась к находящимся под влиянием этого духа, представлениям об эстетике и тектонике, которые все более решительно требовали на место украшающего искусства искусство целесообразности.
К искусству целесообразности стремились, в принципе, уже даже нечеткие романтические тенденции, проявлявшиеся в архитектуре. В девятнадцатом веке впервые они вернулись, и это характерно, к тому самому нордическому представлению об искусстве, которое по своей сути прагматично - эпоха готики показывает это с особенной ясностью. Тот факт, что неоготическая школа в той же степени, что и классическая ввязалась во внешне формальное, в голую стилизацию, несколько замедлил великий процесс перестройки, который в девятнадцатом веке, несмотря на все брожения и отклонения, начал проявляться с все возрастающей степенью: замена классического идеала красоты новым, соответствующим нордическому германскому духу.
Если задаться целью словами описать эти два идеала, можно сказать, что искусство романских народов стремится к абсолютному, всеми признанному формальному идеалу, в то время как германская жаждет характерного. Вместо воодушевленной, закрывающей сущность вещей гармонии классического и итальянского понимания искусства, нордическая тяготеет к обозначению особенных обстоятельств. Вместо общепризнанной, красоты внешней линии - внутреннюю привлекательность. Вместо симметрии - приспособление к обстоятельствам. Вместо пафоса - рассудок. Классическое искусство – это искусство общего, германское – искусство особенного.
Стремление к индивидуальности – это точка соприкосновения германского с тем, что мы называем модернизмом.
25. Juni 2011, 22:39
... link
(0 Kommentare)
... comment
OTTO WAGNER (ОТТО ВАГНЕР)
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE_%D0%92%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%80
„Moderne Architektur“ (Современная архитектура) 1896
Представление о том, что архитектор, должен, выбрав один из так называемых стилей, положить его в основу каждой из своих композиций, к сожалению распространено даже в «профессиональных» кругах. От архитектора ожидают усилий над развитием того стиля, к которому у него особенно лежит душа.
Последователи такой теории придерживаются с особенной тщательностью, до мельчайших деталей, своей стилистической подосновы. Она становится их коньком, самым важным критерием оценки созданной, правильнее сказать, скопированной художественной формы.
Думающий архитектор попадет в затруднительное положение, если он хочет найти точку опоры и опрокинуть эту сумасшедшую мыслительную конструкцию.
[…]
ЗАДАЧА ИСКУССТВА, ТАКИМ ОБРАЗОМ, И СОВРЕМЕННОГО, ОСТАЛАСЬ НЕИЗМЕННОЙ, ТАКОЙ ЖЕ, КАКОЙ ОНА БЫЛА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА: ИСКУССТВО НАШЕГО ВРЕМЕНИ ДОЛЖНО НАМ, СОВРЕМЕННЫМ ЛЮДЯМ, ПРЕДОСТАВИТЬ НАМИ СОЗДАННЫЕ ФОРМЫ, КОТОРЫЕ СООТВЕТСТВУЮТ НАШИМ СПОСОБНОСТЯМ, НАШИМ ДЕЛАМ, НАШИМ ПОВСЕДНЕВНЫМ ПОТРЕБНОСТЯМ.
[…]
Все великие архитекторы прошедших времен посчитали бы своих заказчиков сошедшими с ума, если бы последние пожелали или приказали им, чтобы планируемая постройка несла на себе признаки стиля какой-нибудь прошедшей эпохи.
[…]
ВСЕ, ЧТО СОЗДАЕТСЯ В НАШИ ДНИ, ЕСЛИ СОЗДАННОЕ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ, ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ НОВЫМ МАТЕРИАЛАМ И ТРЕБОВАНИЯМ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНО ДОЛЖНО ВЫРАЖАТЬ НАШУ СОБСТВЕННУЮ, ЛУЧШУЮ, ДЕМОКРАТИЧНУЮ, УВЕРЕННУЮ В СЕБЕ, ОСТРО МЫСЛЯЩУЮ СУЩНОСТЬ. ДОЛЖНО УЧИТЫВАТЬ КОЛОССАЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ И НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ, А ТАК ЖЕ ГЛУБОКО ПРАКТИЧНЫЙ ОБРАЗ МЫСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ЭТО ОЧЕВИДНО!
[…]
ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАС И НАШЕ ВРЕМЯ, ЭТОТ НОВЫЙ СТИЛЬ, АВАНГАРД (DIE MODERNE) ВЫЗОВЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СЛОЖИВШИХСЯ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ ОСНОВ ВОСПРИЯТИЯ, ПРОЯВИТСЯ ВО ВСЕХ НАШИХ РАБОТАХ В ВИДЕ ПОЛНОГО УПАДКА РОМАНТИКИ И ВЫХОДА НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВСЕ ПОДОВЛЯЮЩЕГО КРИТЕРИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.
17. Juni 2011, 21:09
... link
(0 Kommentare)
... comment